Требования к страховым резервам: за… «чистку» рядов!

Рынок страхования, как и любой другой рынок финансовых услуг, всегда концентрировал на себе внимание государственных регуляторов. Такую «популярность» этот рынок, в частности, получил вследствие весьма широких возможностей использования страховщиков в бизнес-схемах, связанных с оптимизацией налогообложения и движением капитала.

 

Ежегодно государственные регуляторы со всех сторон пытаются сузить возможности недобросовест­ного использования страховщиков, что, безусловно, отражается и на деятельности тех субъектов хозяйствования, которые не участвуют в нелегальных бизнес-схемах. В этом году главной новацией в сфере страхования стала корректировка Положения № 741[1]. Соответствующие изменения были внесены распоряжением Нацкомфинуслуг от 24.04.2014 г. № 1259 «Об утверждении Изменений в некоторые нормативно-правовые акты Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины» (вступили в силу 15.07.2014 г.).

 

Хотя изменений и не очень много, они затрагивают довольно существенные вопросы, решение которых может быть сложным даже для бывалых страховщиков. Это и введение новых требований к качеству активов страховщика, которые повлияют на особенности расчета суммы приемлемых активов, и описание нового соотношения приемлемых активов и обязательств страховщика, и некоторые уточнения в нормативе диверсификации. Разберем эти изменения подробнее.

 

Приемлемые активы: новые ограничения

 

Одной из главных новаций, по нашему мнению, является дополнение раздела IІІ Положения № 741 новым пп.3.3, которым вводятся новые ограничения к активам. А именно указано, что в сумму приемлемых активов, которая рассчитывается с целью соблюдения норматива достаточности активов, не включаются:

–          займы (кредиты, возвратная финансовая помощь, другие заемные средства);

–          ценные бумаги, покупка которых осуществлена на условиях их обратного выкупа;

–          ценные бумаги, по которым не осуществлена полная оплата их стоимости;

–          денежные средства, предоставленные банкам на условиях субординированного долга;

–          ошибочно перечисленные средства на счет страховщика;

–          суммы страховых платежей, подлежащие возврату страхователю в период, следующий за отчетным, в соответствии с законодательством.

 

Такие ограничения вызывают ряд вопросов, решение которых, как видим, будет зависеть в первую очередь от отношения к ним Нацкомфинуслуг.

 

Некоторые из ограничений четкие, хотя и неприятные для страховщика. Благодаря этим ограничениям частично, но существенно перекрыты возможности манипулирования активами страховщика. Например, установлен запрет на использование ценных бумаг, покупка которых осуществлена на условиях их обратного выкупа, ценных бумаг, по которым не осуществлена полная оплата их стои­мости, денежных средств, предоставленных банкам на условиях субординированного долга (ранее их можно было использовать путем классификации в качестве банковских вкладов), и сумм страховых платежей, подлежащих возврату страхователю в период, следующий за отчетным, в соответствии с законодательством. В то же время такие ограничения, безусловно, полезны для укрепления уверенности страхователей. Страхователи отныне будут уверены в том, что страховщик при необходимости может рассчитаться по своим обязательствам.

 

Другие ограничения, такие, например, как использование займов (кредитов, возвратной финансовой помощи, других заемных средств), довольно размыты. Скажем, неясно, будут ли считаться заемными денежные средства, полученные по кредиту и конвертированные в банковский депозит, либо другие активы (например, ценные бумаги), как отследить всю цепочку полученных заемных средств, поскольку на практике такие средства сразу конвертируются в другие активы или используются для погашения обязательств.

 

Приемлемые активы и обязательства: новое соотношение

 

По-видимому, наиболее существенные изменения обусловлены дополненным пп.3.4 раздела III Положения № 741, которым введено соотношение суммы приемлемых активов и обязательств страховщика. Это соотношение формулируется следующим образом: «сумма приемлемых активов, которая рассчитывается в целях соблюдения норматива достаточности активов, увеличенная на величину непросроченной дебиторской задолженности по заключенным договорам страхования и перестрахования, должна быть не менее суммарной величины долгосрочных и текущих обязательств и обеспечений (разделы II—IV пассива баланса (Отчета о финансовом положении)), включая величину страховых резервов, рассчитываемую в соответствии с действующим законодательством».

 

То есть обновленные требования можно представить следующей формулой:

 

Возникает вопрос: какую сумму приемлемых активов сравнивать с обязательствами — всю возможную (не диверсифицированную) или исключительно с учетом норматива диверсифицированности. Формулировка пп.3.4 раздела III Положения № 741 позволяет неодинаково толковать его положения.

 

При формальном (первом) подходе может показаться, что с обязательствами необходимо сравнивать сумму приемлемых активов с учетом норматива диверсифицированности. Такой вывод можно сделать вследствие того, что в пп.3.4 идет речь о сумме приемлемых активов, «которая рассчитывается в целях соблюдения норматива достаточности активов», а в соответствии с п.2 раздела ІІ Положения № 741 норматив достаточности активов, то есть «сумма приемлемых активов, соответствующих нормативам диверсифицированности активов, установленным в разделе IV настоящего Положения», на любую дату должна быть не меньше суммы страховых резервов. К тому же, раздел ІІІ Положения № 741 устанавливает требования к активам, которые могут включаться («с учетом требований и огра­ничений, установленных в разделах III, IV настоя­-
щего Положения»)
в сумму приемлемых активов, которая рассчитывается с целью соблюдения норматива достаточности активов.

 

Такое толкование положений пп.3.4 раздела III указанного Положения довольно жесткое и, очевидно, ставит под сомнение возможность его выполнения многими страховщиками. Поэтому рассмотрим второй подход, который более реалистичен (и выгоден) и позволяет сравнивать с обязательствами всю сумму приемлемых активов.

 

В защиту этого мнения отметим следующее. Если бы речь шла только о тех активах, которые соответствуют требованиям норматива диверсифицированности, формулировка была бы типа: «сумма приемлемых активов, соответствующих нормативам диверсифицированности активов». Но в Положении № 741 идет речь о сумме приемлемых активов, которая рассчитывается в целях соблюдения норматива достаточности активов. При этом следует обратить внимание именно на слово рассчитывается, поскольку именно оно является ключевым — сумма приемлемых активов рассчитывается только в целях соблюдения норматива достаточности активов, других требований для ее расчета нет. При этом в соответствии с определениями Положения № 741 сумма приемлемых активов — это «совокупная стоимость в национальной валюте активов страховщика, определяемая по балансовой стоимости таких активов, если иное не предусмотрено настоящим Положением, соответствующих критериям качества активов страховщика, установленным в разделе III настоящего Положения». Раздел ІІІ Положения № 741 устанавливает требования к активам, которые могут включаться в сумму приемлемых активов, что позволяет рассчитывать эту сумму в полном объеме.

 

Выполнение условий и ограничений раздела IV упомянутого Положения направлено лишь на соблюдение норматива диверсифицированности активов через установление объемов активов, включаемых в сумму приемлемых активов, которая рассчитывается в целях соблюдения норматива достаточности активов. Сами по себе ограничения объемов не отменяют требования к качеству активов, которые входят в сумму приемлемых активов.

 

Кроме того, положения пп.3.4 раздела III Положения № 741 касаются именно требований качества, а не норматива диверсифицированности. Поэтому для определения соотношений, установленных этим пунктом, нецелесообразно применять требования других нормативов. Опосредствованным аргументом, также свидетельствующим о правильности этой мысли, является тот факт, что кроме суммы приемлемых активов к сравнению прибавляется сумма непросроченной дебиторской задолженности по заключенным договорам страхования и перестрахования, которая может вовсе и не быть приемлемым активом, не говоря об отсутствии огра­ничения каких-либо объемов.

 

Следовательно, именно второй подход автор считает приемлемым для применения страховщиками, поскольку узкое и формальное толкование норм пп.3.4 раздела III Положения № 741 приведет к необходимости выполнения нереалистичных нормативов. Вообще, при использовании первого подхода может произойти ситуация (например, при небольшом размере страховых резервов), когда норматив диверсифицированности, который тесно связан с величиной страховых резервов, значительно ограничит использование суммы приемлемых активов. А это (даже при небольших объемах обязательств) не позволит выполнить требования пп.3.4 раздела III Положения № 741.

 

Новая модель покрытия приемлемыми активами страховых резервов и обязательств выглядит так, как показано на схеме.

 

Схема. Покрытие приемлемыми активами страховых резервов и обязательств

 

Нормативы диверсифицированности активов: новое качество

 

Значительным изменением является добавление нового абзаца к пп.2.7 раздела IV Положения № 741, который таким образом ограничил объемы включения прав требования к перестраховщикам-резидентам: «права требования к перестраховщикам-резидентам включаются в сумму приемлемых активов в размере не более 20 процентов страховых резервов к каждому такому перестраховщику-резиденту».

 

Такое ограничение отсутствовало в предыдущей редакции Положения № 741, что позволяло полностью использовать права требования перестраховщиков-резидентов в размере до 50 процентов страховых резервов даже у одного перестраховщика.

 

Что касается других изменений, то они имеют несколько меньшее значение, поскольку касаются объемов специфических активов в нормативе диверсифицированности. Подпунктом 2.5 раздела IV Положения № 741 расширены и уточнены требования к ипотечным сертификатам и ипотечным облигациям:

 

Пр едыдущая ре дакция

пп.2.5 раз дел а IV По ло жен ия № 741

Тек ущая реда кци я

пп .2.5 раз дел а IV Поло же ния № 741

2. В сумму приемлемых активов, рассчитываемую в целях соблюдения норматива достаточности активов, включаются активы в следующих объемах:

<…>

2.5. ипотечные сертификаты, ипотечные облигации — вместе не более 10 процентов страховых резервов

2. В сумму приемлемых активов, рассчитываемую в целях соблюдения норматива достаточности активов, включаются активы в следующих объемах:

<…>

2.5. ипотечные сертификаты, ипотечные облигации, кроме ипотечных облигаций, эмитированных финансовым учреждением, более 50 процентов корпоративных прав которого принадлежат государству и/или государственным банкам, — вместе

не более 10 процентов страховых резервов, а ипотечных облигаций, эмитированных

финансовым учреждением, более 50 процентов корпоративных прав которого принадлежат государству и/или государственным банкам, — не более 20 процентов страховых резервов

 

 

Также к разделу IV Положения № 741 добавлен новый пп.2.10: «для представления средств страховых резервов принимаются ипотечные сертификаты и/или ипотечные облигации, эмитированные Государственным ипотечным учреждением, финансовым учреждением, более 50 процентов корпоративных прав которого принадлежат государству и/или государственным банкам, и другими эмитентами, — вместе не более 40 процентов страховых резервов».

 

Данные изменения в пп.2.5 и пп.2.10 Положения № 741 положительно повлияют на страховщиков, активно использующих ипотечные сертификаты и ипотечные облигации, эмитентами которых являются государственные финансовые учреждения, благодаря указанным новациям, расширяющим объемы их использования.

 

В целом норматив диверсифицированности, особенно по сравнению с изменениями в раздел ІІІ Положения № 741, не претерпел революционных изменений, а лишь откорректировал предыдущие требования с учетом современных тенденций относительно реального качества приемлемых активов.

 

Ключевое слово — привлечение

 

Следует отметить, что ежегодно происходит все более строгое регулирование рынка страхования, которое, надеемся, приведет лишь к улучшению качества страховых услуг и повышению ответственности страховщиков перед обществом. Было бы хорошо, чтобы при этом условия ведения страхового бизнеса не ухудшились, а законодательные изменения не привели к обратным процессам — стагнации и снижению доверия клиентов к страховщикам и рынку финансовых услуг в целом.

 

Автор уверен, что повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности ведения бизнеса, возможно, прежде всего, при привлечении к этому процессу участников рынка, а также специалистов-практиков и профессиональных консультантов, имеющих достаточный опыт в этой отрасли. Это позволит избежать лишних недоразумений, неодно­значности трактовок, которых допускают государственные служащие (особенно в ходе проверок), и достичь реальных положительных изменений на рынке страхования.



[1] Положение об обязательных критериях и нормативах достаточности, диверсифицированности и качества активов, которыми представлены страховые резервы по видам страхования, иным, нежели страхование жизни, утвержденное распоряжением Госкомфинуслуг от 08.10.2009 г. № 741 (прим. ред.).

 

Сергей Червяк 

Генеральный директор ООО «АФ «ГРАВИС» 

 

Опубликовано в журнале БУХГАЛТЕРИЯ №41 (1132) от 13 октября 2014 года (стр.79-81)

 

Обращаем Ваше внимание на то, что данная публикация не является индивидуальной консультацией и предлагается в информационных целях. Материал подготовлен с использованием законодательства, которое действовало на дату публикации. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

 

Поделиться: